Меню сайта |
 | |
 |
Категории раздела |
 | |
 |
Мини-чат |
 |
|
 |
Наш опрос |
 | |
 |
Статистика |
 |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
Форма входа |
 | |
 |
|
 |  |  |
 | Главная » 2010 » Июнь » 21 » Билеты по этнополитологии. Часть 1.
17:20 Билеты по этнополитологии. Часть 1. |
Первая задача государства в отношении его этнических составляющих - это интеграция этнических групп в единое гражданское сообщество, формирование общегражданских ценностей и идеалов.Билет №1 Предмет и методы этнополитологии. Предметная область этнополитологии вытекает из самого названия этой научной дисциплины. Очевидно, что она имеет непосредственную связь с этнологией и с политологией и является пограничной наукой, заимствующей характерные методы анализа, присущие как политическим наукам, так и этнологии. Ее предмет и объект не может существенно отличаться от предметной области политической науки в целом и представляет собой некую специфическую ее сферу, где пересекается политика и этничность. Если политика – это участие в делах государства, определение форм, задач, типов, видов, направлений политической деятельности, способы и методы, технология, механизмы ее осуществления, то этнополитика – это участие этнических (расовых) групп в делах государства и в свою очередь участие государства в делах этнических сообществ, создание государственных гарантий их стабильного существования и успешного развития, соблюдения их интересов и прав. Отсюда этнополитология есть та предметная область политологии, которая связана с изучением государственной политики в сфере обеспечения интересов и прав этносов и этнических групп, составляющих население страны, а также изучением роли этничности в политических процессах на региональном, федеральном и международном уровнях. Предметом этнополитологии в этой связи являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования этнополитики (национальной политики), модели и механизмы ее реализации, идеология и практика этнополитических движений и организаций, этнополитические ориентации населения и формы их практических выражений. Если политология выступает в качестве науки и учебной дисциплины, то этнополитология еще не утвердилась в качестве учебной дисциплины, хотя очевидно, что в такой полиэтнической стране как Россия, это неизбежно. Очевидно и то, что не столько теоретическое, сколько конструктивно-прикладное значение этнополитологии должно стать основным предназначением данной науки, особенно в свете того драматического опыта межэтнических конфликтов, который был накоплен в последние годы в России. Методы этнополитологии существенно не отличаются от методов других общественных наук и, естественно, их также можно разделить на общенаучные и специальные. Из общенаучных методов, пожалуй, наибольшее значение для этнополитологии имеет социологический метод, который в общем виде предполагает выявление зависимостей в функционировании общественных институтов, в социальном поведении людей а непосредственно в этнополитологических исследованиях означает изучение воздействия социальных факторов на политику в сфере решения национальных проблем, в сфере политической активности различных этнических групп. Социологический метод предполагает системное изучение явлений общественной жизни, т.е. рассмотрение их через призму всей совокупности связей и отношений, через выявление стабилизирующих и дестабилизирующих условий социальной среды. Помимо общесоциологического подхода к изучению этнополитических процессов и явлений, на вооружении этнополитологии находятся и различные конкретно социологические приемы и методы исследований. В числе этих методов и приемов, прежде всего, следует назвать опросы, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ. Их несомненным достоинством является то, что ученый в своих руки в результате использования подобных методов массовый формализованный материал, который легко поддается обработке и позволяет выявить четкие зависимости одних явлений от других, определить тенденции развития социальных процессов, сделать прогнозы. К числу эффективных социологических методов изучения этнополитических проблем относятся и мониторинговые исследования. Мониторинг – это сбор различных переменных состояния среды по формализованным показателям на какой-либо определенной территории. В случае с этнополитологией речь идет о сборе данных, характеризующих состояние межэтнических отношений, политическую активность национальных организаций, деятельность органов власти в области национальной политики. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), созданная Институтом этнологии и антропологии РАН. Эта сеть функционирует уже более 10 лет и ее эксперты собирают сведения об этнополитической ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации и ряде стран СНГ. Следующим методом, который находит широкое применение в науке, в том числе в политологии и этнополитологии, является сравнительный или компаративистский метод исследований. Его суть заключается в сопоставлении двух или более объектов изучения, анализируемых по сходным параметрам. Как в политологии, так и в этнополитологии, весьма значимым является психологический метод. Более того, в этнополитологии данный метод оказывается существенно значимее, поскольку этническое самосознание признается на сегодня этнологами, пожалуй, главным этнодифференцирующим фактором. Роль этнического фактора в распаде СССР, Югославии, Чехословакии. В СССР в период горбачевской перестройки не республики Средней Азии и Кавказа оказались инициаторами сепаратистских настроений, а республики Прибалтики, хотя традиции государственности, казалось бы, более глубоки именно в среднеазиатском регионе и на Кавказе. После октябрьского переворота 1917 г. страны Балтии, среди которых только Литва имела прежде собственное государство, обрели государственную независимость. Именно это обстоятельство способствовало тому, что здесь титульное население стало прочно воспринимать себя как нации даже тогда, когда независимость была вновь утрачена. В Югославии коммунисты создали федерацию из шести республик, построенных по этническому признаку, провозгласив лозунг «братства и единства всех народов и народностей Югославии». Но в реальности югославизм, который базировался на старых идеях о будущем добровольном единении и слиянии южнославянских народов и их языков, нередко воспринимался в республиках как проявление унитаризма со стороны доминирующей этнической группы - сербов. В 1974 г. была принята новая конституция страны, которая обострила отношения между югославскими республиками. Новая конституция предоставила республикам широчайшие полномочия и свела к минимуму права федеральных органов. Стал усиливаться сепаратизм и регионализм. После смерти Тито отношения между республиками обострились до крайности. В ходе первых многопартийных выборов в 1990 г. в четырех республиках к власти пришли оппозиционные силы и главным образом победили партии националистической окраской, лидеры которых сразу же заявили о своей независимости от Белграда. В республиках стали создаваться свои воинские формирования, которые после провала переговоров и провозглашения независимости югославскими республиками стали вести вооруженную борьбу против федеральных войск. Мягкий распад Чехословакии нередко противопоставляют драматичному развалу Югославской федерации, но причина распада единого Чехословацкого государства также кроется в этническом национализме и, прежде всего, в словацком. Для его возникновения и актуализации имелись исторические основания, но в целом опыт дезинтеграции чешского и словацкого государства нуждается в пристальном изучении, ибо, как и в случае с Советским Союзом, многие исследователи убеждены, что распад Чехословакии не был неизбежен и стал результатом деятельности определенных политических сил, тем более, что в одном случае граждане СССР на референдуме (хотя и далеко не безупречно проведенном) высказались за сохранение единого государства, а в другом политики сознательно отказались от проведения референдума, хотя общественные настроения в стране ясно показывали, что восхитивший многих в Европе «развод» не поддерживался в большинстве своем чехами и словаками. Возникшая после первой мировой войны Чехословакия самим своим названием подчеркивала, что она является государством чехов и словаков, но на самом деле это было более сложное этнополитическое объединение. Судетских и прочих немцев, как коренных жителей Чехи и Моравии численность которых равнялась 3 миллионам, связывала с новым государством историческая, но не этническая близость. На юге Словакии было сосредоточено семисоттысчное венгерское меньшинство, которое не было связано с Чехией ни государственной традицией, ни этнически и венгерский анклав был довольно произвольно присоединен к новому государству творцами Версальской системы.
Билет №2 Система этнополитического мониторинга и ее роль в предотвращении конфликтов. К числу эффективных социологических методов изучения этнополитических проблем относятся и мониторинговые исследования. Мониторинг – это сбор различных переменных состояния среды по формализованным показателям на какой-либо определенной территории. В случае с этнополитологией речь идет о сборе данных, характеризующих состояние межэтнических отношений, политическую активность национальных организаций, деятельность органов власти в области национальной политики. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), созданная Институтом этнологии и антропологии РАН. Эта сеть функционирует уже более 10 лет и ее эксперты собирают сведения об этнополитической ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации и ряде стран СНГ. Сеть издает свой бюллетень, регулярно публикует показатели, характеризующие степень конфликтности и напряженности в различных регионах России и ежегодно подготавливает аналитические отчеты, в которых дается всесторонний анализ этнополитической ситуации в российских регионах. Сеть EAWARN имеет аналоги в мире и, кроме того, сходные задачи решают не сетевые, а национальные и международные исследовательские организации. О необходимости создания исследовательских сетей и организаций, занимающихся ранним предупреждением этнополитических конфликтов и ранним реагированием на угрозу их возникновения всерьез заговорили после событий 1996 г. в Руанде. Свою сеть, которая действует прежде всего в странах Африки, создал Швейцарский институт мира – FEWER, появилась локальная сеть по предупреждению конфликтов INCOR в Северной Ирландии, серьезную работу по анализу конфликтных ситуаций ведет Институт мониторинга войны и мира в Лондоне.
Понятие «коренные народы» и его роль в этнополитике. Коренные народы, аборигены, автохтоны, туземцы — исконное данной население территории, сохранившее традиционные системы жизнеобеспечения, особые формы хозяйственной деятельности, например, охота (сухопутная, морская), скотоводство (кочевое скотоводство исключается), имеющее отдельных представителей, исповедующих традиционные древние религии. Часто представители этих народов живут в труднодоступных местах, или в горной местности. Билет №3 Сущность примордиалистского подхода в изучении этничности. Примордиализм (эссенциализм, субстанционализм) – это представление о том, что этносы имеют глубокие исторические корни, что их природа, их отличительные особенности являются не столько продуктами социального развития, сколько есть некая изначальная данность, в том числе биологически обусловленная. Наиболее очевидно эти воззрения на природу этничности проявились в рамках социально-биологического подхода. В основе такого подхода к анализу социальных сообществ лежат идеи, высказанные еще в работах Герберта Спенсера. Социо-биологи распространяют законы естественного отбора, сформулированные Ч. Дарвином, на человеческое общество и полагают, что каждый человек подчиняется инстинкту самосохранения и продолжения рода. Он природой «запрограммирован» на сохранение и распространение своих генов. Эволюционно его борьба за существование происходила в коллективе и стремление быть частью коллектива заложено в природу человека. andhis.ru В коллективе, который формировался длительное время и сохранял при этом некую устойчивость, постепенно создается определенный генофонд, носители которого совместно борются с другими человеческими популяциями за собственное выживание и выживание своих генов, предпринимают усилия для поддержания биологического здоровья сообщества и его самовоспроизводства. Наиболее последовательным сторонником данного подхода среди современных исследователей является Пьер ван дер Берге. Из отечественных исследователей природы этничности определеннее всех социо-биологический подход сформулирован в популярных у широкой общественности, но далеко не безупречных в научном плане, трудах Льва Гумилева. Согласно его теории, «с точки зрения эволюции вида как целого этносы были всегда…Этнос – не следствие, а предпосылка социальной эволюции человечества». В чистом виде социо-биологический подход в науке сегодня не популярен. Чаще всего имеют место приближенные к данному подходу трактовки природы этничности. Среди таковых, к примеру, можно назвать взгляды, изложенные в работах Клиффорда Гиртца и Эдварда Шилза. Они полагают, что этнические и национальные связи являются базовыми и всегда будут играть важную роль в общественном развитии. Шилз, в частности, полагает, что идентичность образуется, прежде всего, в результате взаимодействия в первичных группах и гораздо меньше зависит от деятельности политических акторов. Современные последователи примордиализма готовы согласиться с тем, что нация является социальным конструктом, творением элит. Для них важно подчеркнуть значение реальной основы, которая служит регулятором процесса нациестроительства. В этом отношении наиболее ярким примером является так называемая «советская теория этноса», основные положения которой изложены в трудах академика Ю.В.Бромлея. Приверженцы этой теории, которая, по сути, не имела законченной концептуальной формы, признают естественную природу этносов, говорят о них как об «объективной реальности», но сводят понимание природы этих социальных общностей к некоему набору признаков. Проблема участия в политической жизни этнических меньшинств: формы решения. Опыт многочисленных этнических конфликтов последних десятилетий показывает, что любые попытки культурно и политически изолировать меньшинства, любое поражение этнических групп в правах на территории данного государства рано или поздно ведет к росту напряженности, к внутренней нестабильности и подрывает основы государственности. Наличие этнических меньшинств в составе населения страны объективно должно способствовать укреплению устоев данного государства при условии, если его внутренняя политика не базируется на этнократических принципах. Меньшинства, особенно те, что не имеют каких-либо форм политической автономии, нуждаются в защите своих интересов со стороны государственных институтов, ищут в государстве посредника в регулировании их отношений с доминантным большинством населения и потому их этнические элиты, их лидеры заинтересованы в сильном государстве, в укреплении государственных устоев, ибо только влиятельные и эффективные государственные институты способны поддержать меньшинства, оградить их от возможных покушений на их экономические интересы, создать механизмы, позволяющие меньшинствам выстоять в конкуренции языков и культур, создать условия для их полноценного участия в политической жизни государства. Таким образом, наличие меньшинств укрепляет вертикальные связи внутри страны, между территориальными сообществами и верховной властью. Очевидно, что только в рамках единого государства такие меньшинства могут наиболее успешно развивать связи между собой, обретая тем самым некое новое культурное и политическое качество и укрепляя не только собственную конкурентноспособность, но и государственные устои. В государствах, где есть серьезные внутренние проблемы, становление которых еще не завершилось, движение государства навстречу требованиям меньшинств может рассматриваться как слабость государственных институтов, как отступление от идеи нациестроительства и поэтому справедливые требования меньшинств игнорируются. Вместе с тем серьезной политической проблемой является и проблема определения меньшинств, ибо единого подхода к решению этого вопроса добиться вряд ли возможно. Первая задача государства в отношении его этнических составляющих - это интеграция этнических групп в единое гражданское сообщество, формирование общегражданских ценностей и идеалов. Стратегии формирования такого сообщества могут быть различны, но в последнее время среди обществоведов утвердилась точка зрения, что оптимальной является стратегия мультикультурализма, т.е. интеграция локальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурного плюрализма внутри данного социального организма. Вторая задача государственных институтов и государственной национальной политики состоит в поддержании баланса интересов между доминантным большинством и этническими меньшинствами, исключение через специальные институты и политические процедуры этнократических тенденций в политике большинства и чрезмерной политизации этничности со стороны меньшинств. Третья задача, которая скорее является инструментом решения двух первых, - это формирование полиэтничных и интегрированных элит: политических, культурных, экономических, причем элит как общенациональных, так и региональных. Билет №4 Сущность конструктивистского подхода в изучении этничности. В последние десятилетия весьма распространенным в социальных науках был конструктивистский подход и его разновидности. Стимулом для его формирования в самостоятельное научное направление стал выход в 1967 г. книги Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности». Основная идея данного труда состоит в том, что общество как объективная реальность одновременно является и продуктом деятельности людей и в этом смысле оно есть социальный конструкт. Авторы, оценивая социальную реальность с позиций социологии знания, указывали: «Люди вместе создают человеческую окружающую среду во всей совокупности ее социо-культурных и психологических образований, ни одно из которых нельзя понять в качестве продуктов биологической конструкции человека, которая…устанавливает лишь внешние пределы производительной деятельности человека». В этнологии конструктивистский подход наибольшее распространение получил в США и других эмигрантских странах. Популярность конструктивистского подхода в этих странах объясняется отсутствием в них естественной укорененности этнических групп. Согласно конструктивистскому подходу, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формируемые в его контексте представления и доктрины представляют собой интеллектуальный конструкт, сознательно создаваемый писателями, учеными, политиками. Этот подход уделяет особое внимание роли сознания и языка как ключевого символа, вокруг которого формируется понимание этнической отличительности. Теоретическое обоснование конструктивистский подход получил в трудах американского культурного антрополога Дж. Комароффа. Однако наиболее распространенное в мировой науке понимание этничности связывают с именем норвежского этнолога Фредерика Барта, определяющего ее как широкую категорию социальной идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения. Барт полагает, что «этническая граница направляет социальную жизнь», т.е. этнические границы группы выделяются в качестве важнейшего критерия, который формирует ту основу, исходя из которой группы различаются. Этнос в конструктивизме – это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Эта концепция этноса и этничности отличается от других не добавлением в определения этих понятий новых признаков, а введением в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». Этничность в таком понимании – это процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связаны естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения и общей истории. Основные положения Рамочной конвенции (европейской) о защите национальных меньшинств. Положения: защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и как таковая входит в сферу международного сотрудничества. Любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободно выбирать, считаться таковым или нет, и этот выбор или осуществление прав, которые связаны с этим выбором, не должны ставить это лицо в невыгодное положение. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, могут осуществлять права и пользоваться свободами, вытекающими из принципов, закрепленных в настоящей рамочной Конвенции, в индивидуальном порядке, а также сообща с другими лицами. Разработанная в рамках Совета Европы «Рамочная конвенция (европейская) о защите национальных меньшинств, которую 1 февраля 1995 г. подписало 21 государство Европы, гласит, что принадлежность к меньшинствам «составляет неотъемлемую часть международной защиты прав человека и поэтому находится в сфере международного сотрудничества». Но Конвенция определяет только принципы подхода к проблеме меньшинств, подразумевая, что определение понятия «Меньшинство» находится в компетенции каждого государства. Билет №5 Инструменталистский подход в этнологии. В середине 1970-х гг. в западной этнологии и политологии широкое распространение получил инструментальный подход. Применительно к анализу этничности суть инструменталистского подхода заключается в том, что она рассматривается в качестве инструмента, используемого в борьбе за власть, статус, благосостояние. Создатели инструменталистского подхода исходили из того, что различия между группами людей в обществе могут служить основой для формирования этнической идентичности каждой группы, определяющей в свою очередь характер межгрупповых отношений и мобилизующей этнические группы на целенаправленную политическую деятельность. Инструменталистские концепции часто опираются на социально-психологические теории, трактующие этничность как эффективное средство для восстановления политического и культурного равноправия, как способ социальной терапии. Некоторые сторонники инструментализма ограничиваются анализом того, каким образом этническая солидарность усиливает те социальные обстоятельства, которые они называют «структурными условиями» (Д.Хоровитц, Дж. Ротшильд, С.Олзан, Дж. Нейджел и др.). Другие идут дальше и анализируют, как определенные социальные обстоятельства ведут к рациональному стратегическому выбору этнической идентичности как средству достижения желаемых политических, экономических и иных социальных целей, в свою очередь усиливающих групповую солидарность. В этой связи особенно показателен так называемый политологический подход в инструменталистских концепциях. Он опирается на теорию рационального выбора. Одним из наиболее ярких сторонников теории рационального выбора, используемой при анализе этнических проблем, является Дэвид Лэйтин. Он, как и другие сторонники данного подхода, обращает внимание на то, что люди живут и действуют одновременно в различных группах, исполняя в каждой из них разные социальные роли. Поэтому в каждом человеке одновременно присутствует множество идентичностей: семейные, гендерные, классовые, религиозные, этнические. Человек в зависимости от ситуации выбирает ту идентичность, которая наиболее соответствует потребностям данного момента. Такая ситуационная идентичность есть проявление свойства индивида делать разумный выбор, но не есть свойство абстрактного коллектива. В подобном понимании различные идентичности являются особым видом ресурсов, которые может использовать индивид в меняющихся обстоятельствах. Идентичность можно рассматривать поэтому как один из инструментов для достижения индивидом своих целей. Основные положения Конвенции 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. Особое значение среди документов для индигенных народов имела Конвенция МОТ №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятая в 1989 году. Международно-правовое признание прав этнических меньшинств и коренных народов способствовало усилению их политической активности, ибо они получали в руки реальные механизмы воздействия на региональные и федеральные власти государств, с которыми были связаны их исторические судьбы. Настоящая Конвенция распространяется: a) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; b) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности. Такая деятельность включает меры, направленные на: a) обеспечение того, чтобы лица, принадлежащие к соответствующим народам, пользовались на равных основаниях правами и возможностями, которые предоставляются национальным законодательством или правилами остальному населению страны; b) содействие полному осуществлению социальных, экономических и культурных прав этих народов при уважении их социальной и культурной самобытности, их обычаев и традиций и их институтов; c) содействие лицам, принадлежащим к соответствующим народам, в ликвидации различий в социально-экономических условиях, которые могут существовать между коренными и другими членами национального сообщества, методами, соответствующими их стремлениям и образу их жизни. Билет №6 Каково соотношение понятий «племя», «народность», «нация» и в чем состоит принципиальное различие между понятием «этнос» и «нация».
Сущность функционалистского подхода в этнологии. Следующим подходом к анализу этничности необходимо назвать функционализм, основы которого были заложены еще трудами Огюста Конта и Герберта Спенсера. Функционалисты чаще всего рассматривают этничность как ограниченное во времени явление. Для сторонников функционализма существенно значимо, прежде всего, то, как функционирует культура, какие потребности людей она удовлетворяет, как осуществляется трансляция культурных норм и ценностей. Виднейшим представителем этого научного направления является английский этнолог и социолог Бронислав Малиновский, который и формулировал основные положения функционализма. Он полагал, что при исследовании общества необходимо описывать различные проявления культурной жизни в их целостности и взаимосвязи, абстрагируясь от происхождения и динамики культуры в целом. Культура, согласно научной концепции Малиновского, представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных институтов, призванных удовлетворять первичные биологические и вторичные, порожденные самой культурой, потребности. Различия между культурами обусловлены способами удовлетворения базовых потребностей, которые не зависят от культуры. Эти способы он назвал «культурным стандартом жизни». Помимо базовых потребностей есть еще и производные потребности, формируемые самой культурной средой. Малиновский одним из первых разработал понятие института не только применительно к социальной антропологии, но и к социологии. Средства удовлетворения базовых и производных потребностей представляют собой некую «организацию». Первичная единица «организации» у Малиновского именуется «институтом». В основе организованного поведения людей лежат потребности. Из сопоставления элементарных потребностей и способов их удовлетворения выводится понятие «функция». Функция же определяется как удовлетворение органического импульса (потребности) подобающим актом (способом удовлетворения). Малиновский утверждал, что в культуре не бывает ничего случайного и все ее элементы несут функциональную нагрузку. Вторым основоположником функционализма является английский антрополог Альфред Радклифф-Браун. Принципиальные положения его концепции были изложены в двух трудах, написанных один за другим: «Методе этнологии и социальной антропологии» и «Исторической и функциональной интерпретации культуры». Этнология, по его пониманию, должна изучать конкретные факты, касающиеся прошлого и настоящего разных народов. Социальная антропология, согласно концепции Радклиффа-Брауна, формулирует и научно доказывает общие законы развития человеческого общества, формирования и функционирования культуры. Метод познания этих законов он называл первоначально генерализирующим, затем функциональным и сравнительно-социологичес>ким. В своих рассуждениях ученый, как и его предшественник, Малиновский, пользовался понятием «потребности», но не придавал им сложного инструментального значения. В аппарате его исследовательской концепции находило применение и понятие «культура», но позднее он заменил его термином «социальная структура» или «социальная система». А культуру он стал считать лишь характерной чертой социальной системы.
|
Категория: Новости |
Просмотров: 479 |
Добавил: iginin
| Рейтинг: 0.0/0 |
|  |
 |  |
 |  |  |
|
Поиск |
 | |
 |
Календарь |
 | |
 |
Архив записей |
 | |
 |
|